Вырастил биодизель или биобензин и поехал на нем
Использовать спирт как топливо? Для многих россиян это кощунство. Тем не менее желающих заработать на биотопливе все больше.
В МОСКВЕ в ноябре 2006 г. состоялась конференция по альтернативным видам топлива. Ее даже почтил своим присутствием мэр столицы Юрий Лужков. Но мероприятие вышло каким-то однобоким: де-факто главной альтернативой бензину и дизелю был признан природный газ, который выпускают все те же нефтегазовые компании. Между тем на завершившемся недавно Парижском автосалоне наряду с автопроизводителями в числе активных участников были простые фермеры - и не в качестве потенциальных покупателей машин и горюче-смазочных материалов или поставщиков продуктов для питания работников автозаводов, а как производители сырья для биотоплива: сои,рапса,подсолнечника кукурузы, пшеницы, картофеля,свеклы
В России это пока кажется фантастикой, однако первый завод по производству биотоплива появится в Омской и Ростовской областях уже в следующем году.
Завод в Омске хочет построить Михаил Сутягинский - президент ООО "Группа компаний "Титан". В сентябре этого года омский "Титан" и казахское ТОО "Баско" открыли в Казахстане промышленный комплекс "Биохим" - завод по производству топливного биоэтанола. Это семейный бизнес: казахское предприятие возглавляет старший брат Михаила Сутягинского Александр. "Идея выпускать биотопливо принадлежала ему, - говорит Михаил Сутягинский. - Не могу же я присвоить лавры старшего брата!"
Группа "Титан" была известна в России как производитель метилтретбутилового эфира (МТБЭ) - присадки, повышающей октановое число бензина и благотворно влияющей на характеристики топлива. МТБЭ предназначался не только для внутреннего потребления, но и для отправки на экспорт, однако в последнее время мировая конъюнктура стала меняться. Летом этого года США запретили использование МТБЭ из-за его канцерогенности и способности накапливаться в почвенных водах. В Европе МТБЭ пока не запрещен, однако производители бензина сами постепенно отказываются от нее, поскольку метиловая присадка не позволяет делать бензин стандарта "Евро-4". В итоге, по словам Михаила Сутягинского, мировой спрос на МТБЭ упал настолько, что его производство в России превысило внутренние потребности вдвое.
Братьям Сутягинским пришлось следовать за мировой тенденцией, а она заключается в переходе на этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ), положительные свойства которого те же, что и у МТБЭ, но он не вредит окружающей среде. Сырьем для производства ЭТБЭ служит тот самый биоэтанол. Из Казахстана его переправят в Омск, где переработают в ЭТБЭ. В следующем году в Омске "Титан" построит первый в России завод по производству непосредственно биоэтанола.
БИОЗАГРАНИЦА
Европейцы и американцы, увлеченные идеей сохранения окружающей среды и борьбой с глобальным потеплением, активно поддерживают инвесторов, вкладывающих средства в возобновляемые источники энергии, и принимают специальные госпрограммы. Так, Правительство Швеции утвердило программу полного отказа страны от нефти к 2020 году. Автолюбителям предлагается перейти на природный газ и биоэтанол. В Бразилии, которая вообще стала пионером в производстве топливного биоэтанола, весь бензин продают только с его добавлением. В Европе приняты законы о доведении доли топлива, выпущенного с использованием возобновляемых источников сырья, с 2% в 2005-м до 5,75% к 2010 году. Действие этих законов приведет к тому, что спрос на биотопливо в Европе к 2010 году вырастет в три раза: с 5 млн. до 14 млн. тонн в год.
Европейские правительства активно субсидируют производство экологически чистого топлива, что делает этот бизнес более чем выгодным. Не отстают от них и США, где при себестоимости этанола $0,2-0,25 за литр производителю возвращают в качестве субсидий почти половину этой суммы. Акцизы на бензин, в котором содержится 10% этанола, снижены на треть. В США в прошлом году в топливный спирт было переработано 14% всего урожая - около 40 млн. тонн зерна.
Результат действий западных правительств: в 2005 году в Европе было произведено 3,2 млн. тонн биодизеля, на 25% больше, чем в 2004-м. Ожидается, что в этом году мощности по производству биодизеля в Европе достигнут 6,07 млн. тонн. При этом почти половина мощностей будет расположена в Германии, которая предоставляет самые большие субсидии производителям. Мировое производство биодизеля выросло почти в четыре раза: с 893 млн. литров в 2000-м до 3,524 млрд. литров в 2005 году. Что касается производства этанола, то оно увеличилось с почти 15 млрд. литров в 2000-м до 65 млрд. литров в 2005 году, и примерно 80% его используют в качестве топлива.
И это устойчивая тенденция. В Европе инвестиции в строительство 40 новых заводов по производству биодизеля и 60 биоэтаноловых заводов к 2010 году составят $3,6 млрд. При этом из-за постоянно растущего спроса и поддержки национальных властей место под солнцем находят практически все производители биотоплива.
ПОЗАДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ
НА ЭТОМ фоне Россия выглядит белым пятном. У нас не выпускают в промышленных масштабах ни топливный биоэтанол, ни биодизель. Впрочем, из-за простоты производства биодизеля некоторые фермерские хозяйства имеют "пару бочек для проведения химических реакций между растительным маслом,которое они сами делают из выращиваемого на своих полях подсолнечника, на который закупочная цена упала до нулевой рентабельности, и метилового спирта",при этом цена биодизеля у них получается около 12 руб за 1 кг (при существующей цене на солярку не менее 14 руб литр). Однако метиловый спирт приходится доставать на "черном рынке". Почему на черном? Причина проста: вкусовые качества метилового спирта даже лучше, чем у традиционного этилового, эффект от его питья тот же. Правда, выпить его можно лишь один раз в жизни: после этого человек слепнет и умирает. Поэтому в свободной продаже метилового спирта нет.
С топливным этанолом ситуация по сути та же. Поскольку от обычного спирта (этилового,из которого делают водку) он отличается в общем-то только назначением, а Россияне легко меняет назначение самых различных спиртосодержащих жидкостей, оборот биоэтанола регулируется законом об обороте алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей. Соответственно, вместо субсидий на его производство российские власти взимают акциз с продаваемого этанола, на какие бы цели он ни шел. В итоге его продажа в качестве топлива на территории России становится крайне невыгодной.
И все же,российские чиновники постепенно поворачиваются лицом к проблеме. В частности, в Министерстве сельского хозяйства понимают, что ситуацию с акцизами на топливный биоэтанол надо менять, ведь его производство даст толчок и развитию сельского хозяйства. Но опять же каких-либо конкретных действий никто не предпринимает.
Апологеты биотоплива, которых в нашей стране все еще крайне мало, предлагают свои решения для развития сектора. Например, для недопущения нелегального оборота топливного этанола и его "нецелевого" использования собираются разрешить производство только крупным заводам мощностью более 25 тыс. дал в сутки. Кроме того, предполагается "портить" вкусовые качества продукта бензином или ультрагорькими веществами, взять которые в рот человек не способен физически.
Пассивная позиция правительства объясняется просто. Иными словами, пока нефти у нас (в России) хоть залейся, никто и не почешется, а производство биотоплива останется уделом одиночек-энтузиастов. Отечественные нефтяные компании также не стремятся диверсифицировать свое производство. "Мы внимательно изучаем возможность производства биотоплива в России и за рубежом, однако конкретных проектов у нас пока нет", - сказали, например, "BusinessWeek Россия" в "ЛУКОЙЛе".
Надо учитывать особенности национального характера: спирт в России принято пить, а не жечь в двигателях внутреннего сгорания.
НА ЗАПАД!
НЕСМОТРЯ на все эти российские реалии, идея производства биотоплива в России кажется привлекательной не только братьям Сутягинским. Волгоградская компания "Випойл" также изучает возможность строительства завода по производству биоэтанола из пшеницы, а компания "Татнефтехиминвест-холдинг" уже собирается строить в Татарстане завод по производству биодизеля из рапсового масла.
Михаил Сутягинский уверен, что проект будет успешным. На "Биохиме" планируют производить из пшеницы 57 тыс. тонн биоэтанола в год. Годовая выручка от его продажи запланирована в объеме около $40 млн. В строительство "Биохима" было вложено $100 млн., из них $64 млн. инвестировал Банк развития Казахстана. Инвесторы считают, что проект окупится через семь лет. Первоначально весь выпускаемый в Казахстане биоэтанол будут отправлять в Омск для переработки его в ЭТБЭ, после чего экспортировать в Европу. Туда же пойдет биоэтанол в объеме около 150 тыс. тонн, который через год будут производить на заводе в Омске. О том, есть ли конкретные контракты на поставки, в компании умалчивают, но уверяют, что продукция на складе лежать не будет.
"Интерес к биоэтанолу и ЭТБЭ проявили компании "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "Роснефть", Neste, ВР, - говорят в "Титане". - Уже сейчас существуют предложения от западных компаний о покупке биоэтанола и ЭТБЭ, но мы все-таки надеемся, что в ближайшее время в России изменится ситуация с законодательной базой, и мы будем работать на нужды нашей страны".
Остается только завидовать оптимизму предпринимателей, который, похоже, не имеет границ. "Еще построю завод по производству биодизеля, - обещает Михаил Сутягинский. - Только не на рапсовом масле. Есть у меня идея, как можно сделать сырье более дешевым". Своей идеей с "BusinessWeek Россия" он не поделился: боится, конкуренты опередят.
Что такое биотопливо biodiesel
Биодизелем, называют топливо, полученное путем химической реакции между растительными маслами либо животными жирами и спиртами (метиловым ,этиловым или изопропиловым спиртами) в присутствии катализатора ( щелочь или кислота). В качестве сырья для биодизеля используют рапсовое, подсолнечное ,соевое, кокосовое , пальмовое, отработанное растительное масло или любой животный жир.
Биоэтанол производят из сахарного тростника, пшеницы, риса, ржи, ячменя, кукурузы, проса или сахарной свеклы (главное, чтобы присутствовал крахмал). Сырьем для него могут служить любые целлюлозосодержащие отходы: бумага, опилки, солома, кукурузные початки и т.д. . По сути биоэтанол это этиловый спирт (этанол). Использовать биоэтанол можно двумя способами: непосредственно как топливо или для производства ЭТБЭ. Для применения чистого биоэтанола в качестве топлива необходимо переустройство двигателя. Однако для использования смеси около 90% бензина и 10% этанола какая-либо переделка двигателя не требуется.
Источник: журнал "BusinessWeek Россия" Анна Скорнякова в сокращении В Вашей работе поможет портал спецтехники , на котором продажа спецтехники, автотехники, погрузчиков кранов, экскаваторов. в объявлениях запчасти на трактор , тракторные заводы с характеристиками тракторов , и поставщики грузовики камаз маз, технику втз чтз мтз
 

 
Используются технологии uCoz